Область Власть Законодательство Экономика Финансы Социальная сфера Экология Госуслуги Госзаказ Пресс-центр Гражданам ОРВ

Пояснительная записка к «Схеме территориального планирования Архангельской области»

Проект «Схема территориального планирования Архангельской области» разработан ФГУП РосНИПИ Урбанистики по заданию администрации области.

1. Цели и задачи проекта

Цель разработки — формирование комплексной градостроительной политики, обеспечивающей рациональную планировочную организацию системы расселения и межселенных территорий.

Задачи разработки:

1. Формирование выражающейся в масштабе проектирования базы данных по современному использованию и градостроительной оценке территории на основе землеустроительных и лесоустроительных планов, сведений о характере хозяйственного использования, природно-ресурсном потенциале, наличии природных и техногенных планировочных ограничений.

2. Выявление ресурсов территории по долгосрочному отраслевому развитию хозяйственного комплекса, как за счет освоения сырьевого потенциала, так и за счет внедрения импортозамещающих производств. Предложения по размещению производительных сил области с учетом задачи повышения эффективности налогооблагаемой базы муниципальных образований.

3. Формирование взаимоувязанного демографического прогноза в разрезе МО области как основы для создания отраслевых и территориальных программных документов. Предложения по совершенствованию системы расселения и межселенного обслуживания области в зависимости от социально-экономического потенциала ее частей.

4. Определение проектного функционального зонирования территории области: резервирование территорий под развитие населенных мест, развитие лесохозяйственных и природоохранных территорий, выявление приоритетных зон освоения природно-ресурсного потенциала.

5. Развитие транспортного каркаса области с ориентацией его на усиление внешних связей, а также формирование транспортных осей, одновременно обеспечивающих связность частей области и освоение ресурсного потенциала.

6. Развитие энергетического комплекса области посредством газификации основных населенных мест, создания атомной энергетики, развития линий электропередачи в энергодефицитных районах, расширения сферы применения биотоплива.

7. Рекомендации по развитию систем водоснабжения, канализования, санитарной очистки и инженерной защиты населенных мест. Природо- и средоохранные мероприятия.

В условиях рыночной экономики градостроительная документация носит не директивный, а регулятивный характер. Это подразумевает, что положения проектной документации могут быть реализованы (либо не реализованы) при наличии соответствующих социально-экономических и административно-хозяйственных предпосылок. Безусловной являются необходимость резервирования территорий под проектное либо перспективное освоение.

Схема территориального планирования является основой для разработки комплекса проектной и правовой документации, регулирующей и регламентирующей градостроительную деятельность, а также обеспечивающей устойчивое функционирование территории области.

2. Мероприятия по территориальному планированию



Развитие хозяйственного комплекса.

Специализация Архангельской области на российском рынке — деревообработка и целлюлозно-бумажное производство, машиностроение (военное, судостроение, металлообработка, строительство морских буровых станций и пр.), рыбная промышленность и транспорт. Существенную роль в экономике области играет также топливно-энергетический комплекс, добывающая промышленность и агропромышленный комплекс.

Ведущей отраслью промышленности Архангельской области на перспективу остается лесопромышленный комплекс. Основные направления развития отрасли — освоение новых лесосырьевых территорий и развитие глубокой переработки древесины. С учетом «Перспективной стратегии развития лесопользования в Архангельской области» (разработана в 2006 г. ОАО «НИПИЭИлеспром») «Схемой...» предусматривается строительство ЦБК в с. Карпогоры общим объемом производства 500 тыс.т, фанерного завода и производства плит ДСП в Няндоме, предприятий по производству плит ОSB в Плесецке и строительстве новых лесопильных заводов мощностью 0,4 млн. м3 в год в г. Котлас и в п. Карпогоры. При этом также необходимо развивать спектр деревообрабатывающих производств населённых пунктах, приближенных к значимым лесоэксплуатационным ресурсам ориентировочной мощностью по 100 тыс. куб. м/год — в гг. Архангельск, Онега, Вельск, Каргополь и пгт. Октябрьский, с. Верхняя Тойма и с. Красноборск — по 50 тыс. куб. м.

Таким образом, согласно предложениям «Схемы...», производство основных видов продукции ЛПК по области возрастёт ориентировочно до уровня, прогнозируемого «Стратегией развития лесопользования»: пиломатериалов — 3000 тыс.куб.м/год, фанеры — 200 тыс.куб.м/год, ДСП — 450 тыс.куб.м/год, ДВП — 20 тыс.куб.м/год, целлюлозы товарной — 1200 тыс.куб.м/год, бумаги — 800 тыс.куб.м/год, картона — 1200 тыс.куб.м/год, мебели — рост производства в 4-5 раз. На перспективу (за пределами расчетного срока) возможно строительство целлюлозно-бумажного комбината в г. Вельске общим объёмом производства 500 тыс. т. Объем рубок к 2030 году возрастет в 2,4 раза по сравнению с 2005 годом с 10,2 до 24,0 тыс. куб. м/год.

Проектное развитие машиностроительного комплекса на территории области включает расширение мощностей экспортноориентированных производств судостроения и энергетического машиностроения; развитие энергетики малых населенных мест, основанной на биотопливе; производство машин и оборудования для лесного комплекса; развитие технопарка по обеспечению космической деятельности на базе ФГУП НИИ «Новатор» (г. Мирный); ориентацию машиностроительного комплекса г. Северодвинска на производство оборудования для континентальной нефтегазодобычи.

Космическая деятельность является градообразующей отраслью г. Мирный. В ближайшие годы прогнозируется рост космического бизнеса в мировом масштабе, отмечается все большая коммерциализация космической деятельности. Поскольку единственный в стране космодром, имеющий всю необходимую инфраструктуру для стратегических запусков ракет легкого и среднего класса расположен в Архангельское области, то он, безусловно, может рассматриваться как стратегически значимый полюс экономического развития.

Добывающая промышленность. В области добываются такие полезные ископаемые, как бокситы (Плесецкий район), алмазы (Приморский район), гипсы (Холмогорский район), строительный камень. Песок и песчано-гравийный материал разрабатываются повсеместно в районах строительства дорог.

«Схемой территориального планирования» предусматривается активное освоение минерально-сырьевых ресурсов области. Намечается промышленное освоение месторождений алмазов им. М.В. Ломоносова и им В.П. Гриба. Обработку сырья предполагается производить в г. Северодвинске на гранильном производстве ЗАО «Бриллианты Поморья» с доведением проектной производительности до 3,0 млн. карат в год на расчетный срок.

Предполагается дальнейшее освоение Североонежского бокситоносного района с созданием в районе глиноземного комбината, а так же наращивание объемов разработки Иксинского бокситового месторождения (Плесецкий район). По предварительным оценкам, предполагающим рост ежегодной добычи руды и доведение ее до 1200 тыс. т. — на I-ю очередь и 2000 тыс. т. — на расчетный срок, мощность алюминиевого производства составит около 500 тыс. т алюминия-сырца в год.

Предусматривается промышленное освоение месторождения полиметаллов Павловское и марганцевых руд участка Рогачево-Тайнинский на архипелаге Новая Земля. На месторождениях планируется строительство горно-обогатительных предприятий с предполагаемой добычей руды 600 тыс.т./год и 500 тыс.т/год соответственно и вахтовых поселков на 500 человек каждый.

Также намечается определение промышленной нефтегазоносности перспективных участков Мезенской синеклизы, проведения геологических изысканий на наиболее востребованные виды минерального сырья (алмазы, золото, нефть и газ) и выявление новых месторождений.

Промышленность строительных материалов в настоящее время развита преимущественно для местных нужд. Для развития отрасли стройиндустрии Архангельской области «Схемой территориального планирования» предлагается:

— размещение производства ЖБИ в г. Плесецк с использованием цементного сырья Савинского месторождения;
— строительство завода по производству гипсовых и гипсобетонных изделий в г. Няндома на базе перспективного гипсоносного бассейна в этом районе;
— строительство кирпичного завода в г. Архангельск на базе месторождений Уемское, Чужегорское и Боровское.

Агропромышленный комплекс

Основной отраслью сельскохозяйственного производства является молочно-мясное животноводство, в составе посевных площадей преобладают кормовые культуры. В южной части области сравнительно развито зерноводство, в пригородных зонах городов — птицеводство, картофелеводство и овощеводство.

В составе Схемы выделяется система основных центров производства сельскохозяйственной продукции. Эта система сформирована на основе центров, выделенных краткосрочной отраслевой программой, но включает преимущественно пункты с устойчивым (прогнозируемым) социально-экономическим развитием, поскольку сельскохозяйственное производство в пунктах с неблагоприятной демографической или инфраструктурной ситуацией неизбежно получит масштаб второстепенного центра.

На территории области выделяется система центров переработки сельскохозяйственной продукции: основных — Архангельск, Северодвинск, Няндома, Вельск и Котлас, и второстепенных — Холмогоры, Емецк, Онега, Плесецк, Каргополь, Коноша, Шенкурск, Октябрьский, Коряжма и Мезень.

С учётом намеченного комплекса мероприятий, даётся прогноз увеличения производства основных видов продукции АПК. На расчетный срок «Схемой» предусматривается увеличение производства картофеля в 3,6 раз с 125,5 до 450,0 тыс. тонн, овощей — в 3,0 раза с 32,8 до 100,0 тыс. тонн, мясных продуктов — в 2,7 раз с 26,2 до 70,0 тыс. тонн, рыбной продукции — в 2,2 раза с 120,9 до 260,0 тыс. тонн, молока — в 1,6 раз с 125,5 до 200,0 тыс. тонн, яиц — в 4 раза с 169,9 до 680,0 млн. штук.

Население

Численность постоянного населения Архангельской области на 1 января 2009 года составила 1229,8 тыс. человек, в том числе в городских населенных пунктах 906,5 тыс. человек, в сельской местности 323,3 тыс. человек. В 2008 году в области наблюдалась естественная убыль населения, равная 3,4 на тысячу человек. За 2007-2008 гг. отрицательное сальдо миграции составило 11,2 тыс. человек. «Схемой территориального планирования» за основу берется оптимистический прогноз численности населения. Для его расчета было принято увеличение возрастных коэффициентов рождаемости по трем периодам: 1,2 (2011-2015 гг.), 1,4 (2016-2020 гг.), 1,6 (2021-2030 гг.) по отношению к современному уровню, то есть восстановление простого типа воспроизводства населения. Также предполагалось сокращение механического оттока населения из области.

При оптимистической модели, осуществление которой можно предполагать при реализации федеральной демографической политики и регионального социально-экономического развития численность населения составит 1180,0 тыс. человек к 2020 году и 1120,0 тыс. человек к 2030 году.

Расселение населения. В настоящее время на территории области формируются следующие групповые системы населенных мест: Архангельская (Архангельск с Новодвинском, Северодвинском, смежными поселениями Приморского района), Котласская (Котлас и Коряжма со смежными поселениями Котласского района) и Плесецкая (г. Мирный с пгт. Плесецк). «Схемой территориального планирования» прогнозируется усиление сложившихся связей, способствующие формированию межмуниципального рынка труда, а также территориального развития Плесецкой ГСНМ с включением в нее пгт. Североонежск, Оксовский, Савинский, Пуксоозеро и Емца. Последнее особенно важно с социальной точки зрения, учитывая сложившуюся монопрофильность всех хозяйственных центов Плесецкой ГСНМ.

В связи с размещением в с. Карпогоры ЦБК и других деревообрабатывающих производств, а также увеличением численности населения до 7,0 тыс. чел., произойдет преобразование села в городской населенный пункт.

Жилищное строительство. По отчетным данным жилищный фонд Архангельской области на 2008 год составляет 29693,4 тыс.кв. м, в том числе 70,2% — частное жилье. Жилищная обеспеченность по области составляет 24,3 м2 на одного жителя. В городской местности — 22,5 м2 на одного жителя, в сельской — 29,1 м2.

«Схемой» предусматривается проектная жилобеспеченность для крупнейших хозяйственных центров области (Архангельск и Северодвинск) — 32 кв. м/чел., для прочих городских округов — 30 м2/чел., для муниципальных районов, имеющих высокий удельный вес городского населения и характеризующихся стабильным социально-экономическим развитием — увеличение на 8 м2/чел., для прочих муниципальных районов — увеличение на 6 м2/чел. Таким образом, среднегодовые темпы жилищного строительства должны вырасти до ~500 тыс.кв. м/год, прирост жилобеспеченности — до 0,44 кв. м на человека в год.

Принимается и рекомендуется для учета на стадии разработки генпланов следующая структура нового жилищного строительства (многоквартирная застройка / индивидуальная застройка, %%): в городах Архангельск и Северодвинск — 70/30, в городах Котлас, Коряжма, Мирный и Новодвинск — 50/50, в городах Вельск, Няндома, Онега, пгт. Плесецк и Октябрьский — 20/80, в прочих муниципальных образованиях — от 0/100 до 10/90.

Система межселенного обслуживания включает ранжирование узлов расселения по номенклатуре проектных объектов социального и культурно-бытового обслуживания:

  1. Областной центр системы расселения — г. Архангельск. Центр должен концентрировать уникальные виды обслуживания, которые распространяли бы свое влияние на область в целом. Уровень центра — полный набор учреждений повседневного, периодического и эпизодического обслуживания.
  2. Учитывая значительные размеры области, предусматривается формирование межрайонных зон обслуживания, которые формируются на базе наиболее крупных частей области. Выделяются следующие зоны межрайонного обслуживания: Архангельская, Плесецкая, Няндомская, Вельская, Котласская и Мезенская.
  3. Рекомендуемое размещение учреждений эпизодического пользования на уровне межрайонного центра — филиалы областных высших и средних специальных учебных заведений, межрайонные многопрофильные больницы и диспансеры, многофункциональные досуговые центры, специализированные библиотеки, спортивные и торговые комплексы, дома быта, межрайонные организации органов государственной власти.
    Районные центры выполняют функцию периодического обслуживания населения, их влияние распространено в пределах всего муниципального района преимущественно в радиусе 2-3 часовой транспортной доступности до них. Уровень центра — полный набор учреждений повседневного и периодического.
  4. Наряду с центрами районного обслуживания выделяются локальные системы обслуживания городских округов. К ним относятся системы обслуживания населения в городах Северодвинск, Новодвинск, Мирный и Коряжма. Уровень центра — полный набор учреждений повседневного и периодического обслуживания.
  5. На базе наиболее крупных групп населенных пунктов, не попадающих в радиус 1-2 часовой транспортной доступности до районных центров, предусматривается развитие системы подрайонных центров. Уровень центра — полный набор учреждений повседневного и ряд учреждений периодического обслуживания.
  6. Местные центры социального и культурно-бытового обслуживания формируются на базе населенных пунктов, ориентировочно соответствующих уровню административного центра поселения, за исключением поселений, наиболее депрессивных в демографическом отношении. В этих центрах должен функционировать полный набор учреждений повседневного обслуживания.

Проектная планировочная структура области. Главные планировочные оси формируются на основе существующих и проектных транзитных транспортных коридоров:

—  Планировочная ось Вологда — Архангельск. Пересекает западную часть Архангельской области с юга на север и формируется на основе железнодорожной магистрали Вологда — Архангельск, существующих участков автодорог Самодед — Плесецк, Няндома — Коноша — Вожега и проектируемых Архангельск — Самодед и Плесецк — Няндома.
— Широтная планировочная ось Санкт-Петербург — Воркута, пересекающая южную часть области и формируемая транспортным коридором существующих и проектируемых участков железнодорожной и авто- магистралей.
— Диагональная планировочная ось Архангельск — Котлас — Н.Новгород сформировалась на основе главной водной планировочной оси области — р.С.Двина и существующих автомагистралей Северодвинск — Архангельск — Усть-Вага — Котлас.

Кроме того, формируется ряд второстепенных планировочных осей.

Структура опорных центров хозяйственной деятельности определена на основе проектной гипотезы экономического развития области в целом.

А. Центры многофункционального развития промышленного, транспортного и научно-культурного потенциала на базе крупнейших городов области — г. Архангельск, г. Северодвинск, г. Котлас.

Б. Центры приоритетного развития базовых отраслей экономики, т. е., имеющие экспортно либо межрегионально ориентированный хозяйственный комплекс — Новодвинск, Коряжма, Онега, Вельск, Плесецк, Няндома, Карпогоры, Савинский, Североонежск, Мирный, Мезень.

В. Хозяйственные центры межрайонного значения (организационные центры ЛПК, АПК и транспортного обслуживания) — Березник, Каргополь, Коноша, Октябрьский.

Г. Опорные центры освоения ресурсного потенциала — населенные пункты размещаются во всех частях области, на базе которых размещаются основные лесозаготовительные, деревоперерабатывающие, сельскохозяйственные и горнодобывающие предприятия.

Д. Опорные центры туристско-рекреационной деятельности и санаторно-курортного лечения — основные исторические города и поселки: Архангельск, Холмогоры, Онега, Каргополь, Вельск, Карпогоры, Пинега, Соловецкий, Сольвычегодск, Яренск, Мезень, Шенкурск.

Функциональное зонирование. Целью функционального зонирования является разделение территории области на зоны различного функционального назначения, в пределах которых целесообразно размещать объекты тех или иных хозяйственных отраслей, резервировать площадки и территории для разных видов освоения, устанавливать определённый режим использования территории.

Функциональные зоны выделяются по преимущественному виду использования территории и подразделяются на урбанизированные, природоохранные, лесохозяйственные, сельскохозяйственные, специального назначения, возможного освоения минерально-сырьевых ресурсов, туристско-рекреационные.

«Схемой» предлагаются зоны приоритетного развития, определяющие первоочередное освоение ресурсного потенциала территории и формирования инвестиционных центров различного хозяйственного освоения.

Предложения по территориальному развитию основных населенных пунктов даны для городских округов и основных населенных пунктов муниципальных районов.

Туристско-рекреационная деятельность

С учётом историко-культурного, ландшафтного разнообразия территории, эстетической ценности природной среды Архангельской области проектом в схеме выделяются 11 обособленных туристско-рекреационных зон с выделением подзон культурно-познавательного, паломнического, экологического и природного, санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха, охотничье-рыболовного, событийного и активного туризма:

— Архангельская туристско-рекреационная зона — включает в себя территории Приморского и Холмогорского районов, города Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, населенные пункты — Холмогоры, Емецк и их окрестности.
— Онежская туристско-рекреационная зона расположена в Онежском районе и занимает западную его часть.
— Каргопольская туристско-рекреационная зона простирается от северо-западной границы к центру Каргопольского района. К зоне относится часть территории Плесецкого и Каргопольского районов в границах Кенозерского национального парка.
— Вельская туристско-рекреационная зона занимает юг Вельского района.
— Шенкурская туристско-рекреационная зона. Расположена в центральной части Шенкурского района.
— Карпогорская туристско-рекреационная зона занимает территорию в окрестностях Карпогор.
— Мезенская туристско-рекреационная зона формируется вдоль р. Мезень.
— Сольвычегодская туристско-рекреационная зона. Территория занимает центральную часть Котласского и юг Красноборского районов, а также западную часть Вилегодского района.
— Соловецкая туристско-рекреационная зона расположена на Соловецких островах в Белом море.
— Пинежская туристско-рекреационная зона. Расположена в Пинежском районе в окрестностях пгт. Пинега.
— Яренская туристско-рекреационная зона расположена в Ленском районе, вдоль р. Вычегда.

Наиболее значимые территории для рекреационного использования и осваиваемые на расчётный срок выделены в зоны приоритетного развития — Холмогорскую, Онежскую, Пинежскую, Каргопольскую, Сольвычегодскую, Карпогорскую, Мезенскую и Соловецкую. Для преобразования их в активно функционирующие туристско-рекреационные зоны необходимы мероприятия по развитию дорожной и сервисной инфраструктуры, реставрации памятников истории и культуры, формированию рынка услуг в сфере туризма и отдыха, ориентированного на потенциал внутрирегионального и въездного туризма.

Историко-культурный потенциал. Культурно-историческое наследие Архангельской области отличается исключительной ценностью. В области насчитывается более 10 тыс. памятников архитектуры, археологии, истории и культуры, в том числе 1421 — федерального значения. В соответствии с Приказом Минкультуры РФ № 148, Минрегиона РФ № 339 от 29 июля 2010 года «Об утверждении перечня исторических поселений» в перечень исторических поселений включен г. Каргополь.

Транспортная инфраструктура

Автодороги и автомобильный транспорт. Проектный каркас межрегиональных связей формируется за счёт существующих, реконструируемых и проектируемых дорог:

1. На автомобильной дороге федерального значения М-8 «Холмогоры» предусмотрено строительство обходов:

— Вельска, на участке «Шиловская — Горка-Муравьёвская»;
— Березника, на участке «Усть-Вага — Пянда»;
— Шенкурска, на участке «Усть-Паденьга — Шипуновская».

2. На основе автодороги в завершающей стадии строительства «Архангельск (от д. Рикасиха) — Онега», автодороги местного значения «Онега — Тамица — Кянда — Пурнема» (участок «Покровское — Тамица — Кянда») и предлагаемого участка «Покровское — Нименьга — Уежма — Надвоицы» предлагается сформировать автодорогу регионального значения «Архангельск — Северодвинск — Онега — граница республики Карелия (далее — Надвоицы, Оулу)», которая свяжет Архангельскую область с северной частью Республики Карелия, Мурманской областью и Финляндией.

3. На основе существующей автодороги регионального значения «Архангельск (от п. Брин-Наволок) — Каргополь — Вытегра (до с.Прокшино)» (перегон Самодед — Каргополь — граница Вологодской области) и проектной перспективной автодороги «Исакогорка — Самодед» планируется формирование автодороги регионального значения «Архангельск — Самодед — Плесецк — Каргополь — граница Вологодской области», которая кратчайшим образом свяжет Архангельскую область с Санкт-Петербургом.

4. На базе участка существующей автодороги «Архангельск — Белогорский», существующей автодороги местного значения «Карпогоры — Сосновка — Нюхча — граница с республикой Коми» и проектируемой основной автодороги регионального значения «Светлый — Сылога», предлагается формирование автодороги «Архангельск — Белогорский — Карпогоры — Сосновка — Нюхча — граница с республикой Коми».

5. На основе существующих участков автодорог регионального значения «Возгваздино — Яренск», «Котлас — Сольвычегодск — Яренск», «Коноша — Вельск — Шангалы» (с проектируемым южным обходом г.Вельска), а также автодорог местного значения «Сосновка — Климовская», «Тарасонаволоцкая — Митинская» и «Ядриха — Удима» и проектируемых участков «Климовская — Кречетово» и «Удима — Митинская» предлагается сформировать автодорогу «Яренск — Котлас — Вельск — Коноша — Кречетово».

К числу мероприятий по развитию внутриобластных связей относятся:

— строительство основной автодороги регионального значения «Карпогоры — Сылога — Усть-Ваеньга»;
— строительство автодороги регионального значения «Нюхча — Окуловская — Куликово — Коряжма»;
— строительство автодороги регионального значения «Плесецк — Усть-Вага»;
— строительство автодороги регионального значения «Талаги — Патракеевка — Глубоководный район „Северный“ морского порта Архангельска»;
— строительство автодороги регионального значения «Плесецк — Няндома»;
— строительство мостового перехода через р. Вага в районе с. Благовещенское;
— строительство мостовых переходов на связях регионального значения — подъездах к райцентрам Шенкурску и Верхней Тойме;
— строительство новой автодороги Белогорский — Кривые озёра — Красный Бор.

Также предусмотрено развитие сети автодорог местного уровня.

Железнодорожный транспорт.  Проектные решения «Схемы»:

— электрификация и строительство сплошных вторых путей на железнодорожной линии Обозерская — Исакогорка — Архангельск-Город;
— строительство железной дороги Карпогоры — Нюхча — Вендинга («Белкомур»);
— строительство подъездного железнодорожного пути от станции Архангельск-Город к проектируемому морскому порту в районе п.Мудьюг;

За пределами расчётного срока, представляется целесообразным строительство участка железной дороги Коноша — Медгора, проходящей в границах области ориентировочно в коридоре Ерцево — Совза. В перспективе это мероприятие позволяет существенно сократить железнодорожную связь Санкт-Петербурга с Архангельской областью и Республикой Коми, но наиболее вероятно её формирование в случае освоения рудных месторождений Пудожского района Карелии.

Морской транспорт. Проектные решения «Схемы»:

— строительство крупного участка Архангельского порта (Глубоководный район «Северный» Архангельского морского порта) в Двинской губе — в районе д.Патракеевка;
— увеличение грузооборота Архангельского морского порта к расчетному сроку до 20 млн. тонн/год;
— строительство многофункционального морского порта двойного назначения с приоритетом военной составляющей в ковше Никольского устья р.Двина на побережье Белого моря в г.Северодвинск;
— реконструкция сооружений Онежского морского порта.

Речной транспорт. В целом по области, объём работы речного транспорта прогнозируется на 2020 год: перевозки грузов — 4 млн. тонн, пассажиров — 1 млн. чел (в связи с дальнейшим развитием автодорог в труднодоступных районах области). Длительно сохранится большое значение паромных переправ в транспортной системе региона. Сведения о наличии паромных переправ получены посредством анкетирования муниципальных образований, то есть могут быть недостаточно полны. Существующие и проектируемые переправы показаны на «Схеме транспортной инфраструктуры».

Воздушный транспорт. Проектные решения «Схемы»:

— реконструкция Соловецкого аэропорта;
— строительство аэропорта в районе г.Мирный;
— восстановление регулярного пассажирского сообщения с аэропортами Каргополь, Шенкурск, Вельск, Красноборск, Верхняя Тойма и Яренск, а также реконструкция устройств этих аэропортов;
— строительство аэропортов в следующих населённых пунктах: Няндома, Коноша, Карпогоры, Сосновка и Согра;
— сертификация и регистрация существующих и предлагаемых к строительству аэродромов в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г., № 60-ФЗ.

Трубопроводный транспорт. Проектные решения «Схемы»:

— строительство дополнительных ниток трубопроводов общего направления Западная Сибирь — Республика Коми — центр РФ предусматривается в существующем коридоре Урдома — Приводино;
— строительство нефтепровода Ø 1220 мм Микунь — Благоево — Веегора — Мудьюг. НПС намечены в пунктах Городецк, Веегора, Кузомень;
— в случае освоения нефтегазоносной Мезенской синеклизы, сформируется сеть нефтепроводов ориентировочно Ø 120 мм для подключения к нефтепроводу Микунь — Мудьюг. НПС намечены в пунктах Мезень, Жердь, Пылема, Койнас и Согра, при условии, что в районе этих пунктов будет налажена рентабельная нефтедобыча.

Инженерная инфраструктура

Водоснабжение. «Схемой» предлагается:

— разделение систем водоснабжения на питьевую (от подземного источника) и хозяйственно-техническую системы — г.Архангельск, г.Котлас, г.Коряжма, г.Новодвинск, г.Северодвинск, г.Вельск, п.Плесецк, п.Уемский, п.Катунино, п.Талаги, д.Рикасиха, с.Холмогоры, г.Шенкурск;
— проведение геолого-разведочных работ по поиску месторождения подземных вод, пригодного для организации питьевого водоснабжения — г.Котлас, г.Коряжма, г.Северодвинск, п.Удимский, п.Харитоново, п.Черемушский, п.Каменка, г.Шенкурск;
— реконструкция водопроводных сетей — г.Мирный, п.Сольвычегодск, п.Приводино, п.Шипицино;
— реконструкция существующих водопроводных очистных сооружений — Северодвинск;
— строительство водопроводных очистных сооружений — п.Березник, п.Коноша, п.Урдома, г.Мезень, г.Няндома, г.Онега, п.Пинега, п.Октябрьский, г.Шенкурск;
— реконструкция поверхностного водозабора — п.Двинской, г.Онега.

Канализация. «Схемой» предлагается:

— развитие и реконструкция канализационных сетей — г.Котлас, г.Коряжма, г.Мирный, г.Северодвинск, г.Новодвинск, п.Двинской, г.Сольвычегодск, пгт.Малошуйка, с.Карпогоры, пгт.Уемский, пос.Талаги, г.Шенкурск;
— увеличение производительности очистных сооружений — г.Вельск, пгт.Кулой, пгт. Плесецк;
— реконструкция канализационных очистных сооружений — с.Ильинско-Подомское, с.Никольск, пгт. Шипицино, п.Приводино, пгт.Савинский, пгт.Североонежск;
— строительство очистных сооружений канализации и централизованных систем водоотведения в большинстве населенных пунктах области.

Электроснабжение.

Развитие генерирующих мощностей:

— строительство газотурбинной станции в районе г. Котласа ориентировочной мощностью 200 МВт;
— строительство ТЭЦ (газотурбинных станций) в гг. Мирный и Няндома ориентировочной электрической мощности по 40 МВт;
— перевод ТЭЦ гг. Архангельска, Северодвинска и Онеги на газовое топливо.

Для электроснабжения проектируемых ГОКов на о. Новая Земля «Схемой» предусматривается строительство локальных энергоисточников. В качестве энергоисточников возможно использование плавучих АЭС.

Развитие сетевого хозяйства:

— строительство ВЛ-500 кВ «Вологда — Коноша» с п/с 500 кВ «Коноша»;
— строительство второй цепи ВЛ-220 кВ «Коноша — Вельск — Котлас — ЭС Коми»;
— строительство ВЛ-220 кВ «Котлас — Дв. Березник — Плесецк»;
— строительство ВЛ-220 кВ «Дв. Березник — Карпогоры» с п/с 220кВ «Карпогоры»;
— строительство двухцепной ВЛ-110 кВ «Архангельск — ГОК Поморье»;
— строительство трёх ВЛ-110 кВ: «Труфанова Гора — Лешуконское — Юрома — Жердь — Мезень», «Кушкопола — Лавела — Сосновка — Согра — Двинской» и «Лешуконское — Койнас».

Развитие атомной энергетики:

— временное размещение плавучей АЭС в Северодвинске, на период до ввода новых энергогенерирующих мощностей в этой части области;
— в случае строительства комбината по выплавке алюминия в пгт. Североонежск, потребуется строительство АЭС мощностью 1 ГВт и выше. Дополнительная возможная мощность АЭС может быть использована для покрытия нагрузок центральной и юго-восточной частей области. Реализация этого решения повлечёт за собой строительство ВЛ-500 кВ «Ундозеро — Североонежск — Плесецк».

Развитие гидроэнергетики:

Предусматривает строительство Мезенской приливной электростанции мощностью 6-14 ГВт. В связи с этим Схемой предусматривается строительство межрегиональных коридоров многоцепных ВЛ-500 кВ и выше по направлениям «Мезень — Республика Коми», «Мезень — Архангельск — Плесецк — Няндома — Коноша».

Теплоснабжение. «Схемой» предусматривается:

  1. Введение дополнительных тепловых мощностей на Архангельской ТЭЦ.
  2. Временная эксплуатация плавучей АЭС в Северодвинске в качестве когенерирующего источника.
  3. Строительство газотурбинной ТЭЦ в районе г. Котласа ориентировочной тепловой мощностью 150 МВт. Это мероприятие позволит обеспечить тепловой энергией потребителей Котласского узла и всей юго-восточной части области.
  4. Строительство ТЭЦ (газотурбинных станций) в гг. Мирный и Няндома по мере подключения к ним отводов от магистральных газопроводов ориентировочной тепловой мощностью по 50 МВт.
  5. Системы теплоснабжения малых городов и сельских населённых пунктов, а также отдельно стоящих предприятий в крупных и средних городах подлежат переводу на биотопливо (отходы деревообработки).

Газоснабжение. «Схемой» предусматривается:

  1. Газификация населенных пунктов: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Мирный, Плесецк в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Архангельской области (ООО «Промгаз»).
  2. На расчётный срок (по рекомендации Градостроительного совета Архангельской области и в соответствии проектными предложениями Генерального плана г. Онега) намечено также строительство отвода Самодед — Онега.
  3. Прогноз потребления природного газа на первую очередь определён 3,2 млн. м3 природного газа, на расчётный срок — 4,0 млн. м3.
  4. Строительство дополнительных ниток трубопроводов общего направления Западная Сибирь — Республика Коми — Центр РФ предусматривается в существующем коридоре Урдома — Приводино.
  5. В случае освоения нефтегазоносной Мезенской синеклизы, сформируется сеть газопроводов ориентировочно Ø 219 мм для подключения к коридору магистрального газопровода в районе г. Котлас. Компрессорные станции намечены в пунктах Мезень, Жердь, Пылема, Койнас, Веегора, Городецк и Согра, при условии, что в районе этих пунктов будет налажена рентабельная нефтедобыча.

Санитарная очистка. Проектом предусмотрено строительство отдельных специализированных полигонов промышленных отходов в проблемных ареалах.

Запланирован ряд мероприятий по утилизации и переработке бытовых отходов:

— строительство трёх мусороперерабатывающих заводов (МПЗ) в групповых системах населённых мест «Плесецк-Мирный-Североонежск» и «Котлас-Коряжма», а также в районе населённых пунктов Вельск, Октябрьский и Кулой;
— организация системы мусоросортировки — пункты для сортировки мусора необходимо организовать в каждом городе и всех крупных населённых пунктах;
— организация системы централизованного сбора отходов в населенных пунктах, создать приемные пункты сбора или переработки отходов в каждом крупном населенном пункте. Система централизованного сбора отходов позволит обеспечить достаточную нагрузку для существующего МПЗ в Архангельске, а также для проектируемых МПЗ.

Необходимо строительство полигонов бытовых отходов в районных центрах и подрайонных центрах, а также всех более или менее крупных населённых пунктах, так как существующие свалки, построенные без соблюдения природоохранных требований, оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Инженерная подготовка территории

В соответствии с инженерно-геологическими и гидрологическими условиями и предложениями по территориальному развитию области проектом намечаются следующие основные направления производства работ по инженерной подготовке территории:

  1. Защита от затопления паводками населенных пунктов, расположенных на пойменных территориях.
  2. Защита территории населенных пунктов от подтопления и поверхностного заболачивания.
  3. Организация поверхностного стока.
  4. Защита территории от обвально-оползневых процессов.
  5. Защита застроенных территорий от боковой речной и овражной эрозии.
  6. Защита прибрежных районов от морской абразии.
  7. Расчистка водотоков, дноуглубление.
  8. Защита застройки населённых пунктов от проявлений карстовых процессов.
  9. Рекультивация карьеров отработанных месторождений полезных ископаемых.

Охрана окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды должны реализовываться на всей территории области, однако приоритетными являются территории трёх промышленных узлов (города Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Коряжма, Котлас и Мирный), поскольку подавляющую часть негативного воздействия на окружающую природную среду оказывают предприятия именно этих ареалов.

Комплекс мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды и экологически безопасному развитию Архангельской области можно разделить на общепланировочные, организационно-технические и технологические мероприятия. В связи с тем, что основными источниками загрязнения атмосферного воздуха и водоёмов Архангельской области являются предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, организационно-технические и технологические мероприятия по охране воздушного бассейна и поверхностных вод в первую очередь необходимо реализовать именно на целлюлозно-бумажных комбинатах. Также существенное негативное воздействие на окружающую среду области оказывают деревообрабатывающие предприятия, предприятия машиностроения, автотранспорт и неканализованная жилая застройка.

Основные мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды от этих источников включают соблюдение СЗЗ от источников загрязнения, реконструкция основных предприятий-загрязнителей со снижением класса санитарной вредности; внедрение новых технологий очистки выбросов промышленных предприятий, развитие систем канализования и санитарной очистки населенных пунктов.

Администрация Архангельской области
© 1998–2014 гг.

163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49
тел. (8182) 46-29-29

При использовании материалов ссылка обязательна

Для замечаний и предложений:
webmaster@dvinaland.ru